Внимание! Чтобы вам были доступны все наши сервисы, пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать?
× Охрана трудаПравовая защитаОплата трудаРабота с молодежьюСоциальное партнерствоКонтакты
02.03.2021
ОНФ оценил проблемы модернизации первичного звена здравоохранения.
ОНФ оценил проблемы модернизации первичного звена здравоохранения.

Эксперты Народного фронта на круглом столе рассмотрели актуальные проблемы первичного звена здравоохранения, которые призвана решать модернизация. Такими проблемами, в частности, являются нехватка кадров, непривлекательные условия работы в сельской местности, недостаток медицинских учреждений и их удаленность от пациентов, несоответствие помещений медицинских учреждений современным стандартам оказания помощи, недостаточное финансирование и закредитованность.

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, доктор Леонид Рошаль высоко оценил работу Правительства РФ по оперативному решению проблем первичного звена: «Такое отношение к здравоохранению стало беспрецедентным, я такой активности не помню. В тяжелейший для всего мира год мы выходим с неплохими по сравнению с общемировыми показателями. Правительству досталась тяжелая ситуация в первичном звене, но оно было спасено, ситуация постепенно становится лучше».

Доступность медицинской помощи в удаленных районах и регионах не должна пострадать, подчеркнули эксперты ОНФ. Поэтому на реорганизацию медицинских учреждений должен быть установлен мораторий, пока не организована и не отлажена система компенсационной медицинской помощи, которая была бы удобна для местного населения. Переход на новый режим работы необходимо сделать мягким и с учетом всех деталей логистики и маршрутизации.

На круглом столе были показаны видеорепортажи об отсутствии возможности вызвать скорую помощь в селе Ерофей Павлович в Амурской области и о том, как жителям села Харагун Забайкальского края приходится преодолевать 64 км до ближайшей больницы.

«Сначала нужно создать условия для нивелирования оптимизации, чтобы люди не почувствовали ухудшений, и не злить население страны, а потом ее проводить. Из показанных в сюжетах «России 24» населенных пунктов состоит Россия», – подчеркнул Рошаль.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Магаданской области, водитель станции скорой медицинской помощи Сергей Зеленков рассказал о просроченной кредиторской задолженности в первичном звене региона: «Из 17 медицинских организаций из-за взыскания просроченной кредиторской задолженности, составившей 643 млн руб., заблокированы счета 10 учреждений. Полгода заблокированы счета скорой помощи, из-за чего будут проблемы с обслуживанием транспорта и проведением его техосмотра».

Рошаль обратил внимание, что регионы запрашивали на проведение модернизации около 1 трлн руб., а в результате на программу выделили 550 млрд руб. «Здравоохранение остается недофинансированным. Его доля в ВВП – три с небольшим процента, в пандемию она выросла до четырех процентов, но Минфин, несмотря на уроки пандемии, планирует снизить ее до 3,6 процента, а здравоохранению необходимо в три раза больше. В развитых странах доля в ВВП составляет 8–10 процентов. Путин согласился, что долю нужно довести до пяти процентов, а ее, наоборот, хотят уменьшить. Слово «нерентабельность» должно исчезнуть, надо создать структуру, в которой все было ориентировано на удовлетворенность населения», ­– отметил он.

Член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Николай Говорин заявил о хроническом недофинансировании первичного здравоохранения в дотационных регионах. «Наблюдается растущая закредитованность центральных районных больниц и их подразделений. В Забайкальском крае она составила 800 миллионов рублей. Низкие тарифы ОМС не покрывают расходы, возникает дефицит из-за низкого подушевого финансирования, а при выделении федерального финансирования не предусматриваются региональные коэффициенты, которые учитывали бы удаленность и трудные условия территорий».

Он призвал кардинально изменить систему оценки больниц – не с точки зрения их рентабельности, а с позиции сбережения здоровья местного населения, то есть оцениваемыми показателями должны стать продолжительность жизни и доля здорового населения.

Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов согласился с мнением экспертов о необходимости обсуждать с местным населением любые изменения в сфере здравоохранения. «При проведении модернизации необходимо менять парадигму первичной помощи, исходя из того, что позволит улучшить систему здравоохранения. Предстоит решить проблемы кадров, маршрутизации, независимой оценки, отраслевой оплаты труда, изменения социального статуса медработников, которые должны получить возможности профессионального роста и получения жилья, представлять свои социальные перспективы. Мы должны построить честную и эффективную систему с единым брендированием и стандартами наличия оборудования», – заявил Морозов.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, депутат Госдумы Наталья Санина рассказала о подготовке программы региональной программы модернизации с участием комиссии из представителей медицинских учреждений. Она призвала ОНФ провести контроль закупок медицинского транспорта.

Эксперты ОНФ выступили за ускорение принятия нормативной базы по использованию типовых проектов для строительства новых медицинских учреждений. На вопрос сопредседателя регионального штаба ОНФ в Новосибирской области, председателя Новосибирской областной ассоциации врачей Сергея Дорофеева о подготовке нормативной базы ответил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Дмитрий Волков: «Соответствующий законопроект стоит в плане на первое полугодие этого года. Пока отсутствует инструмент типовых проектов, можно воспользоваться реестром проектов повторного использования».

Руководитель Бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев рассказал об итогах трехлетнего мониторинга строительства фельдшерско-акушерских пунктов: «Это делается без системного подхода. При этом 1,5 тысячи ФАПов все равно не решают проблему недоступности медицинской помощи. Стоимость их строительства может отличаться в шесть раз, срок строительства варьируется от 15 до 282 дней. Сейчас 21 процент вводимых в эксплуатацию ФАПов уже теряют на этом этапе срок гарантии. В четырех регионах ФАПы остаются без канализации, с угольным отоплением и нуждаются в ремонте крыши. Начинать программу строительства ФАПов надо было именно с утверждения типовых проектов».

Член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук сообщил, что в прошлом году в Республике Коми должны были построить 19 ФАПов, но в реальности не построили ни одного. Рошаль предложил ужесточить ответственность фирм-подрядчиков, строящих ФАПы, за сроки и качество их работы, а также учитывать климатические особенности местности при планировке и строительстве помещений.

Руководитель административной группы проекта ОНФ «Село. Территория развития» Наталья Федякова отметила, что строящихся ФАПов недостаточно для решения проблемы доступности медицинской помощи. «По результатам нашего мониторинга – очень много нарушений по срокам строительства, мы информировали об этом региональные органы власти. Здесь необходим контроль. В новых ФАПах часто нет фельдшеров, поэтому они работают один-два дня в неделю. Надо создавать достойные условия труда и комфортного проживания для медработников на селе. Стоит провести обсуждения со студентами-медиками по поводу условий привлечения на работу в сельские пункты», – сказала Федякова.

Член Центральной ревизионной комиссии ОНФ, вице-президент Национальной медицинской палаты Наталья Аксенова предложила пересмотреть методические рекомендации по финансированию удаленных ФАПов, рекомендовать муниципалитетам обеспечить проездные сельским медработникам, а также включить в расходы ОМС затраты на горюче-смазочные материалы для медицинского транспорта.

Дорофеев считает, что зарплаты медработников надо выводить из тарифов ОМС, оставив там только медицинские расходы, а затраты ЖКХ и по инфраструктуре надо компенсировать по фактическим расходам. Он заявил, что в нынешнем виде модернизация не подразумевает общий характер, а нацелена на повышение доступности первичного звена в малонаселенных пунктах. По его словам, возникла путаница и в определении необходимого медицинского оборудования, из-за которой врачи могут остаться без необходимых инструментов.

Заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Геннадий Щербаков обратил внимание на необходимость принципиального изменения статуса медработника: «Это касается не только повышения зарплаты, но и социальных гарантий, и социальной защиты. Надо разработать комплексные меры повышения социального статуса медработников для привлечения кадров. При этом данная задача не должна перекладываться на регионы, которые обладают очень разными возможностями. Требуются единые федеральные нормы поддержки, исключающие манипуляции со статистикой оплаты труда. Низкая оплата труда означает низкую мотивацию к работе и повышению ее качества».

Мохначук предложил изменить критерии оценки деятельности губернаторов с учетом состояния регионального здравоохранения: «Указ о контроле и оценке деятельности региональных органов исполнительной власти ставит во главу угла уровень доверия со стороны населения. Однако не отражает их ответственность за решение проблем здравоохранения. Нужно дополнить критерии оценки пунктом о доступности медицинской помощи. И продублировать такой критерий и для оценки работы муниципалитетов».

Главный внештатный специалист-терапевт Минздрава России Оксана Драпкина отметила, что муниципалитеты могут влиять на возможности «ответственного отношения к здоровью», как указано в Конституции РФ, с учетом организации спортивной инфраструктуры, проведения диспансеризации и т.п. Драпкина также сообщила, что дефицит врачей общей практики в первичном звене составляет 2929 специалистов, а для его преодоления потребуется десять лет.

«Первичное звено получило беспрецедентное финансирование в размере полутриллиона рублей. И их надо расходовать максимально эффективно, с приоритетом обеспечения доступности и комфортности медицинской помощи для пациента. Мы просим ОНФ предоставлять нам материалы для отработки с Росздравнадзором. Все проводимые реорганизации надо обсуждать с населением, возникают проблемы из-за недонесения информации до общества. Мы благодарим ОНФ за поддержку в вопросе согласования региональных министров с Минздравом, у которого должны быть рычаги воздействия на них. Просроченная кредиторская задолженность стала бичом районных учреждений, но ее списания недостаточно, они сами должны нести свою долю ответственности и быть финансово грамотными. Мы готовы обсуждать озвученные инициативы, работаем над расширением перечня необходимого оборудования, прорабатываем с Росздравнадзором возможности строительства новых учреждений. Спасибо большое за конструктив, будем реагировать на перегибы и отрабатывать инициативы», – выступил первый заместитель министра здравоохранения РФ Виктор Фисенко.

Рошаль, подводя итоги круглого стола, заявил, что стенограмма заседания круглого стола и его решения будут направлены в Администрацию Президента и Правительство России.

Источник: ЦК Профсоюза

Партнеры

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской республики
Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики
 Государственная инспекция труда в Чувашской Республике
Министерство здравоохранения Чувашской Республики
Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов
Профсоюз работников здравоохранения РФ
Федерация Независимых Профсоюзов России